Минимализм и отношение к вещам с точки зрения психологии

Психология

В этой заметке сделана попытка рассмотреть тренд на минимализм с психологической точки зрения и порассуждать, какие психологические особенности, конфликты, проблемы могут стоять за теми или иными отношениями с вещами.

Последние годы стала очень популярна идея минимализма – не только как философия или направление в искусстве, но и как стиль обыденной жизни – минимализм в интерьере, стремление к рациональному гардеробу и составление списков базовых вещей, минимализм в кулинарии и т.п.

В истории не раз сменялись эпохи избыточности и минимализма. В наше время стремление к ограничению количества вещей, осознанному потреблению возникает в противовес господству эпохи потребления, которой, в свою очередь, предшествовал рост уровня жизни и появившаяся возможность покупать красивые вещи в большом количестве.

Минимализм в квартире

Многих идея минимализма увлекает после прочтения книги «Магическая уборка» Мари Кондо о наведении порядка и «расхламлении». В ней есть значительный психологический аспект, так как минимализм во многом про лучшее понимание себя, его суть не только и не столько в самоограничении, а скорее в постановке вопросов к самому себе.

Читайте также: Всего одна установка, которая не дает вам счастливо жить

Что для меня действительно ценно, а что навязано извне? Что меня радует, а что, наоборот, обременяет? Задавая себе эти вопросы можно выйти на определенные проблемы, связанные не только с обращением с вещами, но и психологические, поэтому в каком-то смысле разбор вещей несет определенный психотерапевтический эффект – как наведение порядка в голове.

Например, вещей может быть слишком много не из-за их избыточного приобретения, а потому, что сложно с ними своевременно расставаться.

За этим также могут стоять разные смыслы. Возможно, вещи не нравятся, но они кем-то подарены, и избавиться от них – это как обижать другого человека. Преобладание такого мотива может свидетельствовать о неразрешенной проблеме сепарации, стремлении жертвовать собой ради поддержания отношений с другими.

В другом случае, сохраняются вещи, которые были очень удачны когда-то, но давно потеряли актуальность, например, платье со школьного выпускного двадцатилетней давности.

Часто сложно расстаться с вещами, которые тяжело достались или стоили дорого. Тогда это про невозможность принять утрату и отрицание того, что идет время, желание сохранить все в неизменном виде.

Иногда за нежеланием своевременно избавляться от ненужных вещей и приобретать новые стоит страх перед будущим и неуверенность в себе.

По отношению к вещам отчасти можно судить о складе характера человека. Экстраверты любят большее разнообразие и новизну, чем интроверты, которые не так нуждаются в новых стимулах и тщательнее выбирают вещи. Большое количество ярких интересных вещей скорее про эмоции, лаконичные – про мышление.

Это интересно: Одиннадцать ловушек сознания в которые попадали абсолютно все

Вообще, отношение к вещам, которыми человек себя окружает в какой-то степени можно рассматривать как отражение и продолжение его психики.

То есть по тому, как мы приобретаем вещи, наводим в них порядок или избавляемся от них, можно судить о том, что происходит в нашем внутреннем мире и в наших отношениях с другими людьми. Подчас мы проделываем какие-то манипуляции с вещами, в основном для того, чтобы совладать с нашими чувствами и мыслями.

Согласно теории психоаналитика Мелани Кляйн, психическая жизнь человека возникает по аналогии с процессами метаболизма – поглощения и последующего выделения. Человек помещает в себя и, таким образом, присваивает, полезные объекты – происходит интроекция, и выталкивает из себя, помещая их в других, все ненужное – интроекция. Излишняя тревога и неудовлетворенность ведет к сбою на том или ином этапе.

Если человек терпит лишения или не чувствует достаточного удовлетворения, может возникать «оральная жадность», гигантская потребность в поглощении, приобретении новых и новых вещей, которую кажется невозможным удовлетворить, так как ее источник не материальный, а психологический дефицит.

Минимализм часто противопоставляют шопоголизму – виду психологической зависимости, когда приобретение новых вещей необходимо для получения положительных эмоций.

Момент покупок действует как маниакальная защита от тревоги и неуверенности, дает человеку иллюзию власти, свободы и контроля над собственной жизнью. Как и при любой другой зависимости, краткий эпизод радости от нового приобретения оборачивается затем переживанием вины и раскаяния.

Тогда человек перестает быть хозяином своим вещам, люди вынуждены тратить на спонтанные покупки большую часть дохода, брать кредиты, ненужные вещи занимают все пространство.

Читайте также: Про предательство или друг познаётся в беде

Связь между отношением к вещам, и психологическим смыслом, который за ним стоит, может быть не прямая и непосредственная. Порой одна и та же проблема представлена прямо противоположными способами. Например, аскетизм и простота быта, в одном случае, может быть контрастом к напряжённой внутренней жизни философа, а в другом, быть отражением эмоционального оскудения, опустошения личности психотика.

При переживании утраты есть два крайних способа обращения с вещами умершего, оба свидетельствуют о патологическом переживании горя.

Первый – когда уничтожаются сразу же все вещи, может продаваться жилье и меняться место жительства.

Второй, наоборот, когда все сохраняется в неизменном виде, ничего не выбрасывается, вплоть до недопитой чашки кофе и недокуренной сигареты, жилье превращается в своеобразный склеп.

Несмотря на, казалось бы, полную противоположность действий, все они про невозможность принять утрату и пережить боль с ней связанную и отрицание факта произошедшей потери.

В первом случае, действует логика – если отсутствуют вещи ушедшего человека, то нет напоминания про утрату, и значит, как будто ее и не было. Во втором — если все остается на месте, то возникает ощущение, что также ничего не произошло, умерший может вернуться в любую минуту.

Типичная картина при психопатологиях – крайний хаос и беспорядок в доме, отражающий внутренний хаос и невозможность как-то структурировать свою внутреннюю жизнь.  Захламленность жилья, связанная с невозможностью расстаться хоть с чем-то даже явно негодным, сломанным и испорченным, часто возникает при старческих психозах.

Материал по теме: Почему люди, которые кажутся совершенными – близки к суициду?

В квартиру приносят все, не гнушаясь вещами с помойки. Часто это сопровождается бредом ущерба и порчи, когда человек считает, что окружающие портят и крадут его вещи. За таким поведением стоит недоверие к людям, только вещи кажутся надежными и хорошими объектами.

Иногда при психических заболеваниях наблюдается противоположная картина – жилье выглядит абсолютно пустым и нежилым, например, в комнате может стоять лишь кровать и стул. Это является отражением обеднения эмоциональной жизни, утрате социальных связей и эмоциональных привязанностей.

Минимализм в мебели

Минимализм связан со стремлением освобождения жизненного пространства для того, что действительно важно и ценно для человека. Однако, само по себе уменьшение количества вещей и их упорядочивание далеко не всегда несёт изменения во внутренней жизни и автоматически дает большую свободу.

Например, человек, который раньше навязчиво думал, что бы ему купить, став минималистом, постоянно размышляет, от чего бы еще избавиться, таким образом, само стремление к минимализму становится навязчивым. Как известно, чрезмерное стремление к чистоте и порядку, часто свидетельствует о попытках справится с чрезмерной тревогой и эмоциональной напряженностью.

С другой стороны, позволить себе минимализм возможно только при ощущении достаточной степени безопасности и стабильности. Для вдумчивых покупок важно понимание, что ресурсов достаточно – тогда не нужно хватать первое попавшееся, потому что другого может и не появиться, и не нужно беречь пришедшие в негодность вещи, потому что не будет денег купить новые.

Ощущение нехватки ресурсов может быть вполне объективным, а может отражать внутреннюю реальность и, например, быть бессознательным выражением страхов прошлых поколений, переживших лишения, бедность и дефицит.

Сколько же вещей необходимо для счастья и гармонии? Вряд ли вопрос вообще в количестве – оно может быть разным, не обязательно минимальным, ведь и мы все разные, с разными потребностями, вкусами, увлечениями.

Читайте также: 23 психологических трюка на каждый день

В идеале вещи помогают жить, приносят комфорт и радость. Если же они, наоборот, порабощают, отнимая время и жизненное пространство и отъедая львиную часть бюджета, то нужно разбираться, почему так происходит, и, скорее всего, наводить порядок не только в вещах, но и в голове.

Источник

Оцените статью
iFacto
Добавить комментарий